г. Москва, Чермянский проезд, дом 7, вход № 3
+7 (495) 137-09-97

ПН-ПТ 9:00-19:00
СБ-ВС Выходной
+7 (495) 137-09-97
г. Москва, Чермянский проезд, дом 7, вход № 3

ПН-ПТ 9:00-19:00
СБ-ВС Выходной

Заказ обратного звонка

 

* - обязательные поля

Новости

Как восстановить литий ионный аккумулятор для ИБП?

23.10.2018

Многие современные приборы содержат в своём составе аккумуляторы. Они позволяют более или менее длительное время функционировать независимо от наличия внешнего источника электропитания.

При сходном на первый взгляд назначении, цель их встраивания в устройства весьма различна.

Задача одних – сгладить последствия временных перебоев с подачей электричества, вторых же – обеспечить автономную работу в течение как можно более длительного времени.

Другими словами, первые защищают от нештатных ситуаций и в идеале бывают задействованы периодически на относительно короткие временные промежутки, работа вторых – штатная ситуация, постоянная в течение длительного времени с перерывами на подзарядку.

Принцип работы аккумуляторов

В общих чертах все электролитические аккумуляторы устроены следующим образом:

Положительный и отрицательный электроды погружены в раствор электролита. Появление свободных электронов связано с проходящими окислительно-восстановительными процессами.

Электрод, окисляющийся под действием электролита, становится положительным (анодом), восстанавливающийся – отрицательным (катодом).

Сходные процессы происходят, как в свинцово-кислотных, так и в литий ионных аккумуляторах. Но в первых окисляются и восстанавливаются электроды из свинца – чистого и диоксида, погруженные в серную кислоту. У вторых устройство более сложное, но для простоты можно считать, что электроды изготовлены из алюминия (анод) и меди (катод).

Процессы окисления и восстановления на электродах аккумуляторов обратимы. Этим объясняется возможность их многократной зарядки. Но, тем не менее, после определённого срока службы или циклов заряда-разряда работоспособность аккумулятора сначала снижается, а в конце и полностью утрачивается.

Как восстановить литий-ионный аккумулятор

После окончания срока эксплуатации и практически полной потери работоспособности источник тока лучше всего утилизировать и заменить новым.

Но иногда по ряду причин возникает необходимость хотя бы частичного его восстановления.

Несмотря на принципиальную схожесть процессов приёмы обращения с аккумуляторами обоих видов различны. Соответственно и возможности возврата способности принимать заряд существенно отличаются.

Некоторые методы, неплохо работающие со свинцово-кислотными, в принципе неприменимы к литий-ионным. Их можно было бы вовсе не упоминать в настоящей статье, посвященной вопросу «Как восстановить литий-ионный аккумулятор?».

Но так как они устанавливаются на автомобили и потому неплохо знакомы большинству мужского населения, будут проведены аналоги между обоими видами с указанием их сходства и различия.

Методы восстановления аккумуляторов

1 Долив дистиллированной воды

В процессе работы из аккумулятора, кроме новых необслуживаемых моделей, испаряется вода. После падения уровня электролита и снижения ёмкости, можно восстановить его долив дистиллированную воду. Этот метод, многократно проверенный на свинцово-кислотных, абсолютно неприменим к литий-ионным аккумуляторам.

2 Десульфатация пластин

В процессе длительной работы катод свинцово-кислотного аккумулятора покрывается слоем сульфата свинца, препятствующего дальнейшему заряду. В ряде случаев удаётся десульфатировать электрод зарядкой пульсирующими малыми токами.

Данный способ можно применить и к литий-ионному аккумулятору, частично вернув ему работоспособность. Но в данном случае правильнее назвать процесс дефосфорацией.

Примечание. В процессе восстановления нельзя оставлять литиевый прибор без присмотра, т. к. при перезаряде он может взорваться. Время восстановления не более 3 минут при восстанавливающем напряжении не выше 3,3 вольта.

3 Замена решёток с активной массой.

Это способ достаточно трудоёмок и требует обеспеченности запасными частями и производственной базой. По затратам он может быть менее выгоден, чем приобретение нового аккумулятора, и применяется только в каких-то особенных случаях.

Способ применим исключительно к свинцово-кислотным аккумуляторам. Для литий-ионных не стоит даже пытаться, если только вы не любитель делать нечто сложное и нерациональное.

Следующие способы связаны с вмешательством в конструкцию литий-ионника. Поэтому ещё раз стоит напомнить, что читать дальше имеет смысл только тем, кто на «ты» с паяльником, эпоксидной смолой и вообще имеет золотые руки.

Способ настолько сложен, что не имеет никакого экономического смысла и его стоит применять, если магазин далеко, а источник напряжения нужен здесь и сейчас.

4 Батарея вспучилась от выделения газов.

Вскрыть аккумулятор. Отсоединить электронный датчик, проткнуть оболочку, не повредив содержимого. Это принципиальный момент. Если им пренебречь, реанимация аккумулятора станет невозможной.

Положить устройство на плоскую поверхность и придавить таким же плоским тяжёлым предметом. Так, чтобы выровнять, но не раздавить. По окончании работ аккуратно заклеить отверстие эпоксидной смолой и припаять электронный датчик.

5 Весьма неоднозначный с инженерной точки зрения способ, тем не менее, применяющийся и дающий положительный результат.

Стоит иметь в виду, что используя его вы принимаете на себя всю полноту ответственности за возможные отрицательные последствия.

Умершую батарейку следует извлечь из устройства, запаковать в полиэтиленовый пакет и положить в морозильное отделение домашнего холодильника примерно на полчаса.

Затем «подмороженный» прибор вставить в телефон или смартфон и поставить на зарядку, примерно на минуту. Затем вынуть его и дать прогреться до температуры комнаты. Потом можно продолжить заряжать в обычном режиме.

6 И, наконец варварский способ, применять который можно, когда все другие, менее жестокие, уже безуспешно испробованы.

Срезать с аккумулятора верхнюю крышку из пластика. Обнаружить главные контактные участки и буквально на миг накоротко замкнуть их любым металлическим предметом.

Приклеить на место срезанную крышку и дать клею высохнуть.

Выводы.

Все применяемые для восстановления литий ионного аккумулятора способы, кроме заряда пульсирующим напряжением, трудоёмки и не дают гарантированного результата. Поэтому применять их следует только в крайнем случае, когда нет возможности купить новое устройство.

Возврат к списку